Любой практикующий коуч подтвердит, что добрых 15 процентов времени коучинга уходит на то, чтобы помочь сотруднику справиться с последствиями плохих отношений с его менеджером. Такое часто случается с людьми, которые действительно любили свою работу, но столкнувшись с пренебрежением и скверным управлением, стали относиться к ней куда хуже. Результат – рабочая среда, в которой менеджеры и их подчиненные общаются все меньше и меньше, пока дело не доходит до точки кипения, и происходит кризис. А потом коуч выслушивает истории вроде
этой: «Может, я и не идеально работаю, но когда мы пьем кофе в перерыве между
двумя важными презентациями, и тут на меня буквально налетает босс, и внезапно,
без предупреждения, прилюдно начинает сравнивать меня с самыми отъявленными
бездельниками и советовать подтянуться, пока не поздно – разве это справедливо?
Это очень действует на нервы, особенно учитывая, что он-то и не подумал прийти
ни на одну из назначенных встреч со мной, и вообще у него никогда на меня нет
времени».
Поведение этого менеджера – сначала полное
невнимание к людям, а потом внезапное появление откуда ни возьмись, чтобы
устроить скандал – настолько распространено, что Кен Бланшард (Ken Blanchard,
один из основателей The Ken Blanchard Cos. Inc.) в своей книге "Leadership and
One Minute Manager” даже дал таким менеджерам особое прозвище –
«менеджеры-чайки», потому что они «налетают, много шумят, устраивая всем разнос,
а потом снова улетают в дальние дали».
Ситуация отрезвляет
Организации, пренебрегающие основами управления эффективностью, числят в
своем штате даже больше «менеджеров-чаек», чем это бывает в среднем. Недавнее
глобальное исследование трудовых ресурсов "The Shape of the Emerging Deal”,
проведенное Towers Watson, опросив тысячи работников самых разных отраслей,
обнаружили, что «менеджеров-чаек» куда больше, чем можно предположить. В том же
русле работники указывали:
• Только 38% верят, что их лидерам есть
дело до благополучия работников; • Только 47% считают, что лидерам можно
доверять; • Только 42% отмечают, что лидеры вдохновляют и вовлекают их в
работу; • 59% считают своего менеджера хорошим управленцем, но 53% не
уверены, что у менеджеров есть время заниматься человеческими аспектами
работы; • 61% сомневается, что менеджеры умеют иметь дело с отстающими
сотрудниками.
При виде такого положения дел, возникает вопрос, почему же эти менеджеры
работают так плохо и не делают почти ничего из того, что должны бы? Но ответ,
как правило, прост – всё дело в нежелании и неумении планировать время.
Выполнение основных правил управления эффективностью дается не
сложно, но и не слишком просто, и на это нужно время. Находить в своем
расписании по 30 минут еженедельно для личных встреч с каждым из прямых
подчиненным – такая задача может показаться кошмаром, но если все же сделать
это, то в конечном итоге это сбережет много времени, которое в противном случае
уйдет на решение проблем сниженной производительности.
Еженедельное обсуждение целей, коррекция или похвала работы сотрудников
отнимает куда меньше времени, чем те часы потерянного времени, которые придется
потратить, пытаясь справиться с негативными последствиями отсутствия таких
встреч.
Три ключа к успеху в управлении эффективностью
Когда менеджеры находят время, чтобы задать направление и оказать работникам
необходимую поддержку, и организация, и работники выигрывают. Эффективная
система управления эффективностью состоит из трех частей: планирования
производительности, постоянного коучинга и оценки производительности.
Планирование производительности – это установление целей, условий и
стандартов производительности. Сотрудникам важен успех в работе; когда люди
знают, что работают хорошо, они и чувствуют себя хорошо. Но чтобы хорошо
работать, им прежде всего надо знать, что же понимается под хорошей работой.
Объем работе должен иметь структуру задач и целей, которые могут рассматриваться
как последовательность шагов, которые работник должен совершить.
«Только если вы точно знаете, что такое успех, то вы не пропустите момент,
когда он случится, и сможете поприветствовать его», - говорит Гарри Ридж (Garry
Ridge, президент и генеральный директор WS-40 Co.). Такие условия, по его
словам, формируют «среду победителей». Ридж считает, что ясные наблюдения,
осмысленная работа и ежедневная поддержка вносят очень весомый вклад в
финансовое благополучие компании, так как при таких условиях очень высока
вовлеченность и отдача работе. «У нас в WD-40 уровень вовлеченности
составляет 93% - а это в три раза больше среднего», - говорит Ридж, - «Это
значит, что на работе люди занимаются важными для себя вещами, они чувствуют,
что их работа меняет мир, и что все это способствует их личному развитию».
Это приносит и впечатляющие финансовые результаты. Несмотря на всеобщий
экономический спад, вызванный кризисом, WD-40 переживает прекрасные времена. В
апреле текущего года их прибыль от чистых продаж составила 80.6 миллионов
долларов за второй квартал, что на 30.3 процента выше, чем во втором квартале
прошлого года. А с начала года чистые продажи составили 158.3 миллиона долларов,
что на 8.8% выше, чем за тот же период прошлого года.
Ридж считает, что высокая производительность начинается с ясности в целях.
«Если люди не знают, чего от них ждут, как же им сделать это? Не зная, чего
ждать, работники просто сидят тихо и делают вид, что работают – просто потому,
что неуверенны, что нужно делать».
Постоянный коучинг отвечает на вопрос: «Как у меня получается?». Это время дл
менеджера, чтобы отследить производительность своих работников, похвалить их
успехи и скорректировать их при необходимости.
Заданная цель эффективной производительности должна быть разбита на части,
достаточно мелкие для того, чтобы из можно было точно измерить и отследить. Если
этого не делать, менеджеру будет сложно оценить общий прогресс.
В целостном и постоянном коучинге есть пара ключевых моментов, но самое
важное – это доверие между менеджеров и работником. Работнику необходимо
чувствовать, что менеджер на его стороне, и что ему важны результаты. Менеджеру
нужен помогающий образ мыслей. Для тех из них, кто пока не знаком с этим
аспектом своей работы, может быть полезна метафора буксира. Часто менеджеры
считают себя большими и важными кораблями, но если они изменят подобный образ
мыслей и поймут, что большие корабли здесь – работники, а менеджеры – сервисные
суда для них, это всё изменит.
Что же общего между выдающимися менеджерами - коучами и буксирами?
- Буксиры нужны, чтобы помогать судам, которые не могут или не должны
выполнять задачу самостоятельно. Цель работы менеджера – направлять и
поддерживать других, чтобы те работали так хорошо, как это только возможно.
- Буксиры работают в тандеме с большими кораблями. Менеджерам нужно быть
партнерами своих работников, чтобы получать лучшие результаты.
- Буксиры выполняют особенную работу в особенной среде. Менеджеры обладают
особенным знанием, и должны делиться им со средой, которой управляют.
- Буксиры невелики, но у них мощный двигатель. Успешному менеджеру нужна
выносливость и сила, чтобы работать хорошо.
- Буксиры держат связь с большими судами по-разному, включая линии
коммуникации. Менеджерам нужно неусыпно поддерживать должное качество и
количество связи, общения со своими работниками.
Короче говоря, постоянный коучинг означает заботу менеджеров о подчиненных,
способность направлять и поддерживать их, и искреннее внимание к их
интересам.
Оценка производительности – последний из ключей к эффективному управлению
производительностью. Менеджеры, по завершению определенного периода времени,
должны собирать работников вместе и проводить обзор их производительности.
Многим работники нервничают перед такими встречами, потому что постоянного
коучинга им никто не предлагал, то есть сейчас – их единственный шанс получить
хоть какую-то обратную связь, и кто знает, какой она будет. Поэтому девизом
хорошего менеджера – коуча должно стать: «Никаких сюрпризов». Это значит, что
оценка производительности не должна проходить лишь раз в году. Это должен быть
непрерывный, кумулятивный процесс. Фактически, если постоянный коучинг
проводится, то работники и так в курсе оценок своей производительности, и вполне
могут оценивать ее самостоятельно, а менеджеру остается только согласиться или
поспорить.
Ридж из WD-40 настаивает на постоянной оценке производительности на
протяжении всего года, чтобы менеджеры и их работники постоянно, а не раз в
году, работали вместе. Это создает партнерские отношения, укрепляет доверие, и
производительность растет, ведь, по его словам, «если люди знают, что вы здесь –
для них, они отвечают вам тем же».
Как результат, в ежегодном опросе мнений работников WD-40, согласие с
утверждением «Мой супервизор постоянно дает мне качественную обратную связь» за
период с 2000 по 2008 год возросло на десять пунктов, а согласие с утверждением
«Я доверяю моему супервизору» - на шесть. Ридж говорит, что во многих
нынешних организациях работники вовсе не уверены, что менеджер не намерен
причинить им вред. Но работникам необходимо доверять своим менеджерам, а это
возможно только при условии, что те перестанут только оценивать своих
подчиненных, а вместо этого займутся коучингом и начнут им помогать.
Чтобы улучшить производительность,
менеджерам и организациям требуется всего лишь придерживаться фундаментальных
основ управления производительностью. Хотя вначале и кажется, что на это нужна
прорва времени, в конечном итоге ясная постановка целей, постоянный коучинг и
оценка, не представляющая собой сюрприз, помогут сберечь много времени и поднять
производительность в долгосрочной перспективе.
Madeleine Homan
Blanchard, Talent Management Magazine, сентябрь 2010
|