С 2013 года предприятия, работающие по системе УСН, обязаны наладить ведение бухучета. ИП и лица, занятые частной практикой, от этой обязанности освобождены. Основной особенностью ведения бухучета при УСН заключается в использовании кассового метода для учета, если ставка налогообложения рассчитывается по формуле «доходы минус расходы», то обязателен еще и учет затрат.
При использовании УСН ведение бухучета сводится к учету доходов и расходов в момент оплаты. Если товар будет передан покупателю, сумма за него будет отражена в КУДИР только после получения оплаты по факту, не важно, будут переданы наличные денежные средства или это будет безналичный метод оплаты товаров.
В некоторых случаях могут использоваться и другие методы оплаты, например, в натуральной форме или в форме взаимозачета. При использовании УСН в бухучете отображаются данные при расходах за товары при соблюдении ряда условий, эти товары и услуги должны входить в закрытый перечень, кроме того расходы должны быть целесообразными. Должно быть обязательное документальное подтверждение расходов, только в этом случае уменьшается налоговая база и налог, подлежащий уплате. При использовании УСН рекомендуется внедрить учетную политику, для целей налогового учета об этом должны позаботиться и индивидуальные предприниматели. Предприятия в учетной политике при использовании УСН должны указать способы ведения и документооборот, типы ведения книги учета расходов и доходов и сам состав отчетности, списки лиц, имеющих право подписи.
Помимо самого документа об учетной политике формируется приказ об утверждении документа, приказ должен быть подписан директором организации, один приказ должен быть о бухучете, другой приказ о налоговом учете. План счетов при использовании УСН должен быть разработан организацией самостоятельно. В план счетов можно внести только те счета, которые будет использовать организация. Полный перечень счетов внедрять для использования не требуется, информация о плане счетов должна быть отображена в учетной политике предприятия. Бухучет при УСН трудно представить без создания резервов. Если есть основания для их создания, предприятия обязаны их создавать, это важно тогда, когда в бухгалтерской документации обнаруживается несовпадение показателей более чем на 10%. У организации в таком случае должны быть сформированы три вида резервов. К первому виду относятся резервы по сомнительным долгам, он исключает риски потери средств по невыплаченной дебиторской задолженности. Формировать его необходимо только в том случае, если у предприятия есть дебиторская задолженность. Также должны быть созданы резервы под обесценивание вложенных финансовых активов. Их необходимо формировать тогда, когда у организации имеются ценные бумаги, и по ним нет поступлений. Резерв рассчитывается на основе разницы между наибольшей и наименьшей ценой.
У предприятия, использующего УСН должен быть резерв по снижению стоимости материальных ценностей. Создается только для тех запасов, которые устарели и цена на них значительно упала. Рассчитать сумму резерва можно на основе разницы между рыночной ценой и учетной ценой. Перед составлением отчетности организации, использующие УСН, обязаны произвести инвентаризацию. Все результаты процедуры должны быть задокументированы, должны быть составлены акты и описи в двух экземплярах. В них должна содержаться информация о текущем состоянии объектов имущества, их цене и цене, установленной данными учета. На основании полученных сведения делаются выводы о недостачах и возможных проблемах в ведении бухучета.
В процессе проведения инвентаризации должны быть составлены акты и описи на основные средства предприятия, на нематериальные активы, ТМЦ, кассу, дебиторскую и кредиторскую задолженности. 31 марта в налоговую инспекцию подаются данные годовой отчетности и декларация, промежуточная бухгалтерская отчетность в данном случае может не подаваться. Подаваемая отчетность может быть составлена в сокращенном виде, при необходимости может быть приложена пояснительная записка.
Предприятия, использующие УСН, получают возможность ведения упрощенного бухучета. Они могут составлять сокращенный план счетов и сдавать отчетность в упрощенном виде. Однако ведение бухучета при УСН требует использования бухгалтерской программы. Зато наличие в штате собственного бухгалтера необязательно, на основе аутсорсинговых данных вся отчетность может формироваться профессиональной организацией, при этом она будет отвечать за качество ведения учета, его грамотность. На основе заключенного договора об услугах аутсорсинга бухгалтерии можно избавить себя от необходимости ведения документации, использования принципов учетной политики. За умеренную плату эту обязанность можно возложить на аутсорсинговую фирму.
|