ФНС пытается решить проблему выплат «серой» зарплаты различными
способами, одним из которых являются ревизии. В этом году они претерпели
серьезные изменения, поскольку налоговые инспекторы стали пользоваться
новыми критериями отбора фирм для проверки на предмет обнаружения
доказательств «серой» зарплатной бухгалтерии.
Критерии налоговой проверки
В этом году ревизии налоговых органов по «серым» выплатам существенно
изменились. Фискальная служба уточнила критерии, по которым должны
отбираться компании для проверок. Это позволило вести целенаправленную
борьбу с неплательщиками НДФЛ. Кроме того, на территорию предприятия
инспекторы нередко заходят в сопровождении сотрудников
правоохранительных органов. Закончиться такая ревизия может не только
доначислением налогов.
Всего концепция устанавливает 12 критериев для принятия инспекторами решения о проведении проверки.
С этого года количество проверок, при которых исследуется
правильность начисления НДФЛ, увеличилась, так как налоговики,
наконец-то, определись с критериями поиска таких нарушений. Теперь при
выборе компаний для проведения ревизий инспекторы учитывают жалобы и
заявления граждан, направленные в прокуратуру, инспекцию труда или ИФНС.
Любое сообщение, вне зависимости от наличия доказательств, может стать
причиной проведения контрольного мероприятия. Эти поправки внесены приказом ФНС от 10 июня 2012 года № ММВ-7-2/297@.
Ранее от сотрудника требовалось предоставить конверты с прописанными
суммами и зарплатные ведомости, которые доказывают наличие «черной»
бухгалтерии. «Серые» выплаты считались сложными для выявления
нарушениями. Теперь наличие жалобы само по себе может явиться основанием
для визита чиновников в компанию.
Всего концепция устанавливает 12 критериев для принятия инспекторами
соответствующего решения. В их числе – налоговая нагрузка ниже среднего
уровня по отрасли, убытки предприятия в течение двух лет и более,
значительные суммы налоговых вычетов, опережающие темпы роста расходов
по сравнению с доходами, а также выплата среднемесячной зарплаты на
одного работника ниже среднего уровня по соответствующему виду
экономической деятельности в регионе. При этом каждая компания имеет
возможность сравнить результаты своей работы с теми критериями, по
которым фискалы отбирают фирмы для ревизий. Так, в приложении 2 к
документу содержатся показатели налоговой нагрузки и рентабельности
предприятий, признанные безопасными для организаций.
Изменения в работе инспекторов
Тем же приказом внесен ряд изменений в работу самих инспекторов.
Руководителю контрольного управления дается поручение анализировать
арбитражную практику и решения по досудебному урегулированию споров, а
также создавать список деятельности фирм с высоким налоговым риском.
Для того чтобы при малейших подозрениях в неверном расчете оплаты
труда сотрудник мог обратиться с жалобой в государственные органы,
введено обязательное информирование персонала о составных частях
зарплаты, размерах и основаниях произведенных удержаний и иных суммах.
Для того чтобы при малейших подозрениях в неверном расчете оплаты
труда сотрудник мог обратиться с жалобой в государственные органы,
введено обязательное информирование персонала о составных частях
зарплаты, размерах и основаниях произведенных удержаний и иных суммах.
Эта информация должна быть изложена в расчетном листке, в соответствии с
законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и
статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Если суммы в этом документе указаны неверно, работник может обратиться в
контролирующие органы, имея на руках доказательство нарушения.
Ирина Голова, эксперт журнала "Расчет"
|