Налоговая гармонизация не учитывает процесс адаптации налоговой системы страны к требованиям межгосударственного объединения. Поэтому для характеристики согласования интересов всех субъектов налогообложения одновременно и независимо от того, является страна членом межгосударственного объединения или нет, наиболее приемлемым будет понятие «гармонизация налогообложения». Однако в экономической литературе можно встретить понятие «гармонизация косвенного налогообложения», «гармонизация прямого налогообложения», «гармонизация подоходного налогообложения» и даже «гармонизация налогообложения».
Так, некоторые специалисты под гармонизацией подоходного налогообложения понимают обеспечение предпринимателям надлежащих условий для ведения предпринимательской деятельности, гражданам - соответствующего уровня жизни, а государству - возможности выполнять свои обязанности. Приведенное мнение специалистов не вполне корректно, поскольку соответствующих условий для предпринимателей, граждан и государства необходимо достигать не только через совершенствование подоходного налогообложения.
Кроме того, вызывает сомнение приведенный перечень субъектов процесса гармонизации. Если с участием в нем налогоплательщиков - физических и юридических лиц и государства можно согласиться. То целесообразность применения понятия «гражданин» в данном случае вызывает дискуссионность. В связи с определенной опосредованностью данного понятия к процессу налогообложения целесообразно, с точки зрения налоговой терминологии, употреблять понятие «носитель налога», которое в экономической литературе применяли еще до начала XX в.
Другие специалисты понятие «гармонизация налогообложения» рассматривают как процесс улучшения взаимоотношений фиска и налогоплательщиков на уровне государства. Поддерживая и развивая такую позицию, целесообразно налоговые отношения не ограничивать уровнем одного государства, а распространять на надгосударственный уровень.
Гармонизация - это процесс приведения в состояние соответствия, слаженности, увеличение гармоничности. В свою очередь, налогообложение предусматривает наложение налогов. С учетом характеристики терминов «гармонизация» и «налогообложение» логично сформулировать следующее определение: гармонизация налогообложения - это приведение процесса наложения налогов в состояние соответствия, слаженности, увеличения гармоничности.
Проанализируем подробнее обоснование приведенного определения.
При исследовании этимологии понятия «гармонизация», его содержание предполагает наличие определенных четко структурированных элементов. Поэтому есть необходимость определить такие элементы структуры. В частности, возникают вопросы: соответствие чему необходимо достичь при помощи гармонизации налогообложения, или между чем должна быть слаженность, согласованность и т.д.?
Поскольку процесс налогообложения выходит сегодня за пределы национальных границ, можно утверждать, что должно быть соответствие внутренним и внешним интересам государства в сфере налогообложения. К внутренним субъектам налогообложения, между которыми надо обеспечить слаженность интересов, относится государство, налогоплательщик и носитель налога. А к внешним - межгосударственные интеграционные группировки или другие государства.
Однако процесс гармонизации налогообложения должен быть целостной системой взаимоотношений между его субъектами: носителем налога, плательщиком налога, государством и межгосударственным объединением. Выделение указанных субъектов обусловлено тем, что при реализации процесса налогообложения возникают несогласованности в интересах именно этих субъектов. И вокруг упомянутых интересов порождаются проблемы фиска, начиная от возникновения налогов и заканчивая нынешними днями.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что приведенное определение гармонизации налогообложения не соответствует действительности, поскольку оно софистическое и не отражает всю сущность трактованного понятия. Поэтому будет корректно сформулировать его так: гармонизация налогообложения - это согласование налоговых интересов налогоплательщика, носителя налога, государства и межгосударственного объединения, путем справедливого для всех установления оптимального уровня налогообложения, распределения налогового бремени, адаптации налоговой системы к условиям межгосударственного объединения и межгосударственной налоговой унификации.
|